in

Существует ли зависимость между успешностью и уровнем интеллекта?

Учись хорошо — станешь успешным человеком! Читай больше книжек — будешь умным и богатым. А какие ещё родительские установки обещали нам блестящее будущее при наличии высокого интеллекта?

Так почему же люди со средним образованием открывают свой бизнес и возят всю семью несколько раз в год на море, а их бывшие одноклассники с несколькими высшими образованиями и учёной степенью не могут себе позволить лишний поход в кафе? Разве высокий интеллект не гарантирует самое эффективное его использование для качественного улучшения собственной жизни?

Если начать с анализа школьной успешности, можно с удивлением обнаружить, что даже в детские годы нет прямой зависимости между получением отличных оценок и уровнем интеллекта. Многочисленные исследования зависимости школьной успеваемости от уровня интеллекта говорят о том, что среди слабо успевающих школьников оказываются ученики и с высоким, и с низким уровнем интеллекта. Главной причиной низкой успеваемости детей с высоким IQ обычно трактуется, как отсутствие учебной мотивации.

Точно такой же картина остаётся и в случае сравнения достижений взрослых людей. Иногда для того, чтобы добиться успеха, необходимо не столько опираться на уровень интеллекта, сколько повышать мотивацию. Потому что не редки те случаи, когда более одарённый человек добивается гораздо меньшего по сравнению с тем, кого природа не так щедро наградила талантами, но зато наделила упорством, трудолюбием и умением идти к своей цели.

Для тех, кто мечтает добиться успеха в сфере творчества, интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность и эмпатию, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям. Так что кроме высокого уровня интеллекта такие личности должны обладать целым набором вышеперечисленных качеств, чтобы прийти к успеху. 


Что мешает интеллектуальным людям добиваться успеха.

— недостаточная мотивация:

люди с высоким интеллектом не всегда достаточно упорны в достижении своих целей, либо считают многие из них незначительными и слишком «мелкими» для таких людей, как они. Кроме того, может складываться ощущение, что их способности были даны им для чего-то более значительного, а поиск приложения своих сил занимать долгие годы;

— моральная сторона вопроса:

зачастую люди с высоким интеллектом осознают, что наделены несколько щедрее, чем большинство в их окружении, поэтому предъявляют к себе повышенные требования и не позволяют себе «идти по головам», чтобы добиться успеха. Так что отказываться от собственной выгоды их может заставлять личная порядочность, привычка анализировать происходящее и брать на себя повышенные обязательства;

— увлечение процессом в ущерб результату:

высокий интеллект толкает на вечный путь познания и увлечение процессом изучения, тогда как успешные люди в основном нацелены на достижение результата и стараются не отвлекаться по мелочам и не улучшать то, что «и так работает»;

— нестандартное понимание успешности:

«Если бы вы видели, какую капусту я вырастил в Сплите, вы бы не спрашивали…» Бывший римский император, вошедший в историю именно с этой фразой, ярко демонстрирует то, как отказ от трона в пользу простого занятия может для одного означать некое достижение, а для другого — полный провал. Вот почему высокоинтеллектуальные люди могут не считаться успешными в широких кругах, отвергая общепринятые ценности;

— комплекс Пигмалиона:

иногда люди с высоким интеллектом не используют его для того, чтобы добиться успеха и проявить себя, а стараются продвинуть кого-то другого. Поэтому успешным для наблюдателей становится тот, чьим успехом руководят из тени эти «Пигмалионы», оставаясь для окружающих незначительными и неуспешными личностями;

— нежелание привлекать внимание окружающих:

успех несёт с собой не только лавры победителя, но также зависть пристальное внимание и желание обсудить. И если ребёнок с детства получал порцию негатива от одноклассников за очередную пятёрку и грамоту, может случиться так, что в зрелые годы он постарается избегать ситуаций с публичной демонстрацией своих достижений; 

— неуверенность в собственных силах:

для достижения успеха нужны не только интеллектуальные способности, но и стойкая уверенность в том, что всё получится. Так что даже высокий интеллект без веры в свои силы и адекватной самооценки не сможет привести человека к успеху.

Можно по разному относиться к пониманию успеха, но наблюдение за жизнью окружающих не позволяет оспаривать тот факт, что далеко не всегда самые умные люди — это и самые богатые, успешные и знаменитые. Кроме высоких интеллектуальных способностей к успеху человека приводит целый набор личностных качеств, а зачастую даже отрицательные стороны его личности.

Ведь иногда для получения возможности добиться успеха необходимо отобрать эту возможность у кого-то другого.

Даже если бабушка с детства учила нас быть умными, чтобы стать самыми богатыми и известными, жизнь обязательно внесёт свои коррективы, подкинув ещё целый ряд задач, только решив которые, мы сможем продвинуться на пути к успеху. И если у вас действительно высокий уровень интеллекта, вы давно понимаете, что для успешности необходим целый комплекс личностных качеств, включающий мотивацию, силу воли, а самое главное — понимание того, что именно для вас будет считаться атрибутами успешной жизни.

Елена Беляева

Автор: Елена Беляева

Редактор рубрики Психология

5 легендарных вещей Шанель вне времени

61-летняя модель “Oldushka” в рекламе нижнего белья